Воскресение Христово - Пасха в протестантской церкви
4 апреля 2010 года
Пасха в протестантской церкви приходится в 2010 году на 4 апреля и совпадает с православной и католической Пасхой.
Ниже приводится справочная информация.
Для протестантов Пасха является вторым по важности праздником после Рождества Христова. Традиционно западные протестанты празднуют Пасху в один день с католиками, а российские - в один день с православными.
Разница в датах между православным и католическо-лютеранским празднованием Пасхи определяется разностью стилей. Формула определения даты была установлена на Никейском соборе в IV веке, согласно которой Праздник Воскресения Христова отмечается в первое воскресенье после весеннего равноденствия. Поскольку восточная и западная церкви пользуются разными стилями, то даты Пасхи чаще всего расходятся.
Большинство протестантских конфессий рассчитывает Пасху, ориентируясь на дату весеннего равноденствия 21 марта по григорианскому календарю (новому стилю). Эта отправная точка в пасхальных расчетах дает совершенно другие даты для праздника Пасхи. Поэтому Пасха у римо-католиков и протестантов Запада бывает в промежуток времени от 22 марта до 25 апреля по григорианскому календарю. В редких случаях она совпадает с православной Пасхой.
Совпадение пасхалии (системы расчета даты Пасхи) у разных христианских конфессий происходит раз в несколько лет. В один день православные и протестанты отмечали Пасху в 2001, 2004 и 2007 годах. И в 2010 году Пасха для православных и протестантов наступит в один день - 4 апреля. В следующем году в соответствии с календарями восточные и западные христиане также отметят Пасху вместе, затем пасхалии совпадут в 2014-м и 2017-м годах.
В традиционных протестантских течениях - лютеранстве, англиканстве и др. пасхальные праздники являются кульминацией богослужебного года.
В некоторых лютеранских и англиканских церковных традициях Пасха начинается с ночной службы, во время которой происходит "благословение нового огня" (обряд, появившийся в начале Средневековья), зажжение пасхальной свечи, чтение отрывков из Священного Писания, за чем следует благословение купели, обряды крещения и пасхальная месса.
Протестантская церковь придает празднику Пасхи огромное значение. Протестанты особенным образом чтут этот праздник, вспоминая о воскресшем Христе и воспевая древние и современные гимны Христу, Который "Воскрес из мертвых! Смертию смерть поправ!"
По сравнению с православным и католическим богослужением пасхальное служение многих протестантских традиций выглядит простым и лишенным эффектных ритуалов.
Каждая церковь создает свою программу праздника. Это торжественное пение пасхальных псалмов (традиционные и современные), обязательно - церковная молитва и проповедь. За какое-то время до начала празднования верующим рассказывается о последнем дне земной жизни Иисуса Христа (вход в Иерусалим, тайная вечеря с учениками, предательство, крестная смерть). И затем уже в Пасхальный воскресный день протестанты говорят о Воскресении Иисуса Христа, вспоминают о том, что именно благодаря Его воскресению у людей появилась вера в будущую, вечную жизнь.
В этот день протестанты дают возможность каждому верующему принять активное участие в праздновании. Это могут быть детские выступления (стихи, песни), а молодежь, подростки готовят "сценки", в которых демонстрируют значение христианства в их нынешней жизни. После проповеди пастор церкви делает призыв к покаянию.
В лютеранских храмах чин богослужения разнится в разных странах, областях, а иногда и в пределах одной области - от очень пышных богослужений Швеции до крайне аскетичных в центральных землях Германии. Некоторые деноминации, в том числе и ранние реформаторские церкви (кальвинисты) отвергают празднование Пасхи как испорченное языческим влиянием (также как Рождество).
Общие элементы, обнаруживаемые в большинстве римско-католических, восточных православных и протестантских пасхальных празднованиях, включают в себя обряды крещения, причастия, трапезы и приветственные слова "Христос воскрес! " и "Воистину воскрес!".
Протестантские обряды также включают в себя крещение и причастие (или Тайную Вечерю), а также пасхальную заутреню (в память Марии Магдалины, прибывшей к пустому гробу "рано, еще затемно") и специальные псалмы и песни.
Главное отличие протестантской Пасхи и главный символ - пустая гробница. Крест - пустой и гробница - пустая, потому что Иисус воскрес.
Если в западных странах для протестантов главным праздником является Рождество Христово, то в России многие лютеране считают главным праздником в церкви Пасху.
Как и в православии, лютеранской Пасхе всегда предшествует страстная неделя в память о страданиях Иисуса Христа. Но лютеране не исповедуют обязательный сорокадневный пост перед Пасхой, он является добровольным выбором каждого верующего.
В лютеранстве Пасхальная ночь, как первоначало христианского пасхального праздника, является наивысшей точкой всего церковного года. Пасхальное богослужение начинается в Пасхальную субботу, незадолго до полуночи. Особое внимание в этой службе уделяется огню и воде. В темную церковь вносится одна зажженная свеча, украшенная греческими буквами А (альфа) и ? (омега) - начальной и конечной буквами греческого алфавита. В соответствии со словами Христа ("Я есмь альфа и омега, Я есмь начало и конец"), они символизируют то, что в его руках находится начало и конец жизни каждого христианина.
Радость воскресения Христова и радость начала новой жизни находит свое место в получении подарков и одаривании ими в пасхальное утро детей, друзей, родных, знакомых и незнакомых людей.
В католических и лютеранских селах с четверга на страстной неделе переставали звонить колокола, а время в деревне объявляли группы подростков, ходившие по улицам с трещотками. За это они получали вознаграждение в страстную субботу. Страстной четверг назывался зеленым. В этот день обязательным блюдом на столе были щи из крапивы. Пятница отмечалась строгим постом. В субботу пекли пироги и булки к Пасхе, красили яйца. Кстати, традиция дарить на Пасху яйца, символы новой жизни, является общей для всех европейских народов. Перед церковью разжигали костер, на котором сжигали соломенное чучело Иуды. Ночью по домам ходил хор молодых парней, исполнявший под окнами религиозные песни. Католики и лютеране утром смотрели, как восходит солнце.
В пасхальное воскресенье утром после завтрака все жители деревни шли на кладбище, где пели пасхальные песни. Старший брат общины или пастор читал молитвы. После этого люди расходились по могилам родственников и тихо молились. С кладбища все отправлялись по своим домам, где готовились к религиозному собранию. В церкви или молитвенном доме собиралась вся деревня. Пасхальный понедельник был днем визитов. Пасхальный обед, как и в любой праздничный день, отличался обилием блюд. На первое подавали куриный суп с лапшой. Лапшу к праздничному обеду начинали готовить заранее. На пасхальном столе обязательно были яйца, сыр, масло. Пекли к празднику и фигурное печение в форме барашка, зайца, лошади, белки, других животных.
В течение многих веков религиозные обряды дополнялись народными обычаями, многие из которых возникли из языческих праздников плодородия в Европе и Малой Азии.
Дети в этот день ищут спрятанные накануне родителями подарки - дары пасхального зайца, играют в пасхальные игры. Как правило, это крашеные яйца самых невообразимых цветов и оттенков. Особенно любимы пасхальные игры с яйцами были в немецких селах. Одной из самых распространенных была следующая: насыпали горку из земли, на нее клали яйцо и усаживались вокруг. В чью сторону яйцо скатывалось с горки, тот и брал его. Победителем оказывался тот, кто собирал больше яиц.