Калининградская епархия, отмечающая год самостоятельности, ждет патриарха в июле
26 марта 2010 года
Калининградская епархия Русской православной церкви (РПЦ), отмечающая в конце марта год своей самостоятельности, ждет в июле визита патриарха Московского и всея Руси Кирилла, который до сих пор непосредственно управляет епархией, сообщил в интервью РИА Новости епископ Балтийский Серафим.
"Плотность рабочего графика патриарха хорошо известна. Тем не менее, он всегда имеет полную и четкую информацию о жизни Калининградской епархии. Первосвятительский визит Святейшего патриарха Московского и всея Руси Кирилла в Калининградскую область планируется на июль", - сказал епископ.
Он пояснил, что, будучи викарием Святейшего патриарха, старается по возможности регулярно встречаться с предстоятелем РПЦ и рассказывать ему обо всех сторонах жизнедеятельности епархии.
"Как и прежде, он очень внимательно вникает в каждый вопрос, в каждый нюанс, каждую деталь той информации, которая к нему поступает", - добавил собеседник агентства.
В пресс-службе патриарха РИА Новости подтвердили, что на июль намечен визит в Калининград.
ЕПАРХИЯ МОЛОДАЯ, НО ОСОБАЯ
В конце марта исполняется год с того момента, как Священный Синод РПЦ принял решение об образовании на территории Калининградской области отдельной епархии. Первый православный храм появился здесь лишь четверть века назад. Эта земля отошла Советскому союзу после Второй мировой войны, прежде она входила в состав немецкой Восточной Пруссии. Столицей был Кенигсберг - нынешний Калининград.
"Решением Священного Синода от 31 марта 2009 года Калининградская епархия была выделена из состава Смоленско-Калининградской епархии. Смоленск имеет богатейшую многовековую духовную историю, христианство там начало распространяться вскоре после крещения Киева, самостоятельная епископская кафедра была учреждена еще в 1137 году. А Калининград - город особый, и епархия молодая", - сказал епископ.
"Особость", в частности, проявляется в том, что руководство калининградской епархией до сих пор осуществляет патриарх Кирилл - он почти четверть века возглавлял Смоленско-Калининградскую епархию, именно при нем в середине 1980-х годов православие стало утверждаться и в самом западном регионе страны.
"Прошлое и настоящее этой земли непростое. И удаленность от федерального центра, и пограничное состояние между двумя мирами - Западным и Восточным. Все это налагает печать на нас, живущих на этой земле. Нам очень важна связь с центром. На церковном уровне эта связь осуществляется через Патриарха", - отметил владыка Серафим.
Он вспоминает, что первое знакомство с Калининградской областью у него произошло 25 лет назад, когда он служил в одной из частей Балтийского флота.
"Тогда духовная жизнь региона представляла собой плачевную картину, не было ни одного православного храма. Но второй мой приезд в Калининград был трепетным, я не знал, каким увижу город. Прибыв на место своего служения, я увидел разницу между тем, что было 20 лет назад, и тем, что увидел. Я не ожидал, что за 20 лет в Калининграде успеют так много сделать", - заметил епископ.
По его мнению, за минувшие годы Церковь на калининградской земле стала "самостоятельным, окрепшим организмом с присущей ей системой внешних институтов для несения своего спасительного служения в среде своего народа".
НАСЛЕДИЕ ПРЕЖНИХ ХОЗЯЕВ
У Калининградской епархии есть такие отличительные черты как, например, большое количество православных храмов, располагающихся в культовых сооружениях прежних хозяев этой земли, когда она была частью немецкой Восточной Пруссии. В одном только Калининграде среди таких храмов - Свято-Никольский (кирха Юдиттен), Крестовоздвиженский (Кройц-кирхе), Рождества Пресвятой Богородицы (кирха Понарт), Покрова Пресвятой Богородицы (лютеранская кирха Святой Троицы в предместье Розенау) и другие. Сейчас в Калининградской области действует более 100 православных культовых сооружений (храмы, часовни и так далее).
"Когда четверть века назад православная церковь была легализована как общественный институт, нам запрещали строить новые храмы. Мы восстанавливали те культовые здания, которые находились на территории области. Их плачевное состояние всем хорошо известно. Чаще всего, это были полуразрушенные здания, а иногда, как в случае с первым, Свято-Никольским храмом, только остов здания. Но прошли годы, и теперь, глядя на эти храмы, мы благодарим Бога за Его милости", - вспоминает епископ.
По его мнению, эти "некогда порушенные, а теперь с такой любовью восстановленные храмы стали местом встречи человека с Богом, местом, где приносится Бескровная Жертва "о всех и за вся".
"Конечно, сейчас нашим приоритетом стало строительство храмов в нашей исконной православной архитектурной традиции, но и разрушенных христианских святынь мы не оставляем", - сказал владыка Серафим.
Говоря о том, насколько значимо для Калининградской области наличие инославного фактора и есть ли "конкуренция", например, с Римско-Католической церковью, он заметил, что "у каждого своя область пастырской заботы".
"Прихожанами традиционных католической и протестантских церквей в нашем регионе являются немцы, литовцы и поляки. Но подавляющее большинство жителей области связывают свою религиозную идентичность с Православной церковью, помня, что религиозной доминантой для нашего народа является духовная культура, возникшая из недр православного миросозерцания", - считает епископ.
"ДОБРО НУЖНО ДЕЛАТЬ ТАЙНО"
Человек светский о церкви судит, в частности, по ее социальному служению. Епископ Серафим считает, что в Калининградской области активность священнослужителей и мирян в сфере социальной деятельности высока, однако хвалиться этим не следует.
"Цель жизни христианина - богоуподобление. Но апостол Павел говорит удивительные слова: "Вера без дел мертва есть". Вообще мы стараемся сильно не афишировать свою деятельность, чтоб все было по евангельскому принципу "пусть твоя правая рука не знает, что делает левая". Другими словами, доброе нужно делать тайно, и тогда Бог воздаст тебе явно", - сказал епископ.
Он отметил, что "наши представители и волонтеры постоянно посещают больницы, тюрьмы, дома престарелых и иные социальные учреждения, при многих храмах существуют благотворительные столовые".
ДЕНЬГИ НА ГРЕХЕ
Калининградская область вместе с несколькими другими регионами РФ попала в число территорий, где должны действовать игорные зоны. Однако в самой западной области России ничего до сих пор так и не заработало: несмотря на многочисленные попытки властей, не удается продать ни одного участка (в 50 километрах от Калининграда возле поселка Янтарный на берегу Балтийского моря). Облправительство теперь думает о том, чтобы сдавать участки в аренду.
Представители РПЦ не поддерживают желание властей обустроить на территории области зону азарта и развлечений. В свое время об этом вместе с католическим архиепископом Тадеушем Кондрусевичем заявлял и владыка Серафим, точка зрения которого не изменилась до сих пор.
"Делать деньги на грехе очень опасно. Давайте спросим себя: стоят ли загубленные человеческие жизни тех денег, которые будут поступать в наш бюджет в результате создания такой зоны? Грех никогда не приносит счастья. Хорошо известно, как разбиваются судьбы человеческие. Как изничтожаются семьи, потому что люди играют и не могут остановиться. Это действительно грех", - уверен епископ Балтийский.
Он считает, что Калининград - сложный, особый город.
"Мы живем в эксклаве, находимся в очень непростом окружении. Главное, что нам здесь нужно, - сильный дух, сильная вера, сильное национальное самосознание", - полагает епископ.