Вадим Монах: церковь не должна бросать бизнес
Церковь СНГ – эта часть Тела Христова, которая получила своё активное развитие и рост в начале 90-х годов прошлого столетия, после распада Советского Союза. Это молодая церковь говорящих по-русски христиан, не опытная во многих вопросах, в частности в понимании взаимодействия с бизнесом, – сообщает специально для Христианского Мегапортала invictory.org Вадим Монах и пресс-центр служения ПОМАЗАНИЕ.ORG.
Западная церковь не находилась под коммунистическим контролем, запрещающим бизнес. На Западе христиане занимаются бизнесом давно, и сменилось не одно поколение христианских бизнесменов. Более зрелые в вопросах бизнеса и инвестирования христиане из стран с развитой экономикой, переживали и кризисы, и подъёмы рынка.
Христиане СНГ, занявшиеся инвестированием и бизнесом, не были знакомы с серьёзными падениями рынка и экономики, так как сам бизнес среди русскоязычных имеет юный возраст – около 20 лет. Окрылённые растущим рынком, и не знакомые с таким понятием, как его падение, многие христиане СНГ попали в серьёзные неприятности.
Вадим и Алена Монах
Дети Бога, которые как никто другой, должны быть в нужное время в нужном месте, были в неправильное время в неправильном месте. В русскоязычной церкви много пастырей, есть несколько Апостолов. Но, фактически, нет пророков.
До 2005 года в церкви почти не учили о бизнесе. С 2005 по 2008 год во время пика экономической волны в СНГ, в церкви начали проводить бизнес-семинары. Их нужно было проводить до 2003 года, чтобы в 2003 готовые к бизнесу христиане, начали активно заниматься бизнесом и инвестированием. В 2007 году христианам нужно было продавать свои бизнесы, активы, недвижимость и превращать их в наличность, и уже выходить из бизнеса. Вместо этого в 2007 и половине 2008 года христиане СНГ массово начали инвестировать и развивать бизнесы.
Христиане СНГ пропустили правильное время для бизнеса, и занялись бизнесом и инвестициями в неправильное время. И многие в неправильном месте. Получив от этого большую рану, русскоговорящая Невеста Христова в конце 2008 года решила вообще забросить бизнес подальше. «Очиститься от него», «освятиться», и больше не вносить «эту скверну» в дом Божий.
На самом деле, такое поведение христиан и церкви СНГ в целом, является ошибочным.
Сейчас самое правильное время для того, чтобы говорить о бизнесе, инвестировать и входить в бизнес. И многие христиане очередной раз могут пропустить правильное время для правильных действий.
Для более глубокого понимания происходящего, можно обратиться к событиям, которым немного больше ста лет, чтобы сделать соответствующие выводы. Рассмотрим жизнь и служение Евангелистов Вильяма и Катарины Бутс, основателей организации «Армия Спасения», с комментариями DC Talk «Фанаты Иисуса».
Юность Вильяма и Катарины Бутс пришлась на начало промышленной революции, то есть на то время, когда фермеры и крестьяне превращались в низкооплачиваемых фабричных рабочих, которые с трудом зарабатывали деньги, едва хватавших, чтобы заплатить за крышу над головой семьи. Этот период кризиса, начала промышленной революции, очень похож на следующий исторический период, информационной революции, в который мы живём сейчас.
В то время в Англии пропасть между классами, между богатыми и бедными, очень выросла. Каждый десятый в Англии был бездомным, и еще больше количество людей не имели работы. Но если у кого-то из них вдруг заводились какие-то деньги, то большая их часть оставалась у владельцев баров. Это очень похоже на картину происходящего по всей территории СНГ сегодня.
Служение семьи Бутсов и основанной ими «Армии Спасения» было социально-ориентированным. Они не отделяли себя от экономики страны. Увидев общественную нужду, тут же приниматься за дело, протягивая нуждающимся руку помощи, Божью любовь и послание о спасении, дающее людям надежду, которая им была так нужна, чтоб спастись от экономического застоя, царившего в Англии конца девятнадцатого столетия.
«Солдаты Армии Спасения» приходили не из библейских школ, а из пивных и с улиц, или же были спасены от проституции.
В 1865 году – в тот год, когда в Соединённых Штатах закончилась гражданская война, - Бутсы объявили свою собственную войну против социальных и духовных пророков современного общества открытием христианской миссии Восточного Лондона.
Вильям и Катарина не хотели лишать чувства собственного достоинства кого-либо из тех, кому они помогали, поэтому установили небольшую плату за проживание в каждом из своих приютов. Если их «квартиранты» не могли платить, им предлагалась робота, которая соответствовала плате за жильё. Люди занимались всем: от ремонта мебели до подметания полов, чтобы заработать право на крышу над головой и питание.
Когда супруги Бутс увидели, в каких ужасных условиях трудятся рабочие местных спичечных фабрик, где газы от сернистых смесей которые использовались для производства спичек, разъедали зубы рабочих и медленно отправляли их насмерть, «Армия Спасения» основала собственное производство спичек с открытыми светлыми проветриваемыми помещениями и безопасными смесями для изготовления безопасных спичек. Продавая свою продукцию в окрестностях, персонал Армии критиковал тех владельцев магазинов, которые продавали спички фабрик, рабочие которых страдали от вредных условий труда. Условия труда на других фабриках изменились в лучшую сторону – «подтянулись», чтоб соответствовать условиям труда на предприятии Армии Спасения.
Вильям написал книгу, обращающую внимание общественности на социальной болезни бедных слоев населения и предлагавшую решению этих проблем. В ней были намечены идеи о создании служб трудоустройства, по розыску пропавших людей, а также других учреждений, существования которых сегодня нам кажется нормой, но которых в то время не существовало.
Для того, чтобы христианские служители могли ездить сегодня на хороших автомобилях, церковь должна взаимодействовать с бизнесом. Но даже сегодня, в 21 веке, часто, хороший автомобиль служителя, воспринимается христианами СНГ, как что-то не святое. Во многом это еще отражение советского менталитета и учений В.И.Ленина. По мнению многих русскоязычных христиан, хороший автомобиль служителя, говорит о том, что он или тратит деньги прихожан, или внёс «скверну» в дом Божий, и привел бизнес в церковь.
Основатель «Армии Спасения» Вильям часто путешествовал на автомобиле, что было в его время особой редкостью, и позволить себе такую роскошь могли только очень состоятельные люди. Тем не менее, английские христиане, ничуть не смущались от этого, и наоборот проезжающего на автомобиле Вильяма, часто приветствовали многотысячные толпы людей.
В 1900 году деятельность Армии Спасения распространялось более чем на двадцать пять других наций по всему миру. На похоронах Вильяма Бутса присутствовала королева Англии. Она пришла почтить не просто религиозного деятеля, но человека изменившего страну и общество.
Бутсы, возможно, сделали гораздо больше, чтобы спасти викторианскую Англию от гражданской войны и превратить промышленную революцию в позитивную социальную силу, чем любой другой политической или государственной деятель Англии того времени.
Подводя итоги этой экскурсии в христианскую историю, Вадим Монах резюмирует: "они не пропустили правильное время для правильных действий. Они не отрезали себя от общества, его социальных и экономических проблем, и занимались делом, что на английском языке означает – занимались бизнесом".