История » О мощах Свт.Николая » Освидетельствования и достоверность

Освидетельствования мощей и их достоверность

Рака с мощами трех святых была открыта, и не единожды, а как минимум три раза до положения мощей в новое здание церкви в XVII веке.
Так, например, в 1449 году рака была открыта по причине исхождения чудесной чистейшей жидкости, оседавшей снаружи на каменной раке. Аббат Бортоломео III, ставший свидетелем чудесного явления, приказал собрать с помощью льняной ткани и поместить в стеклянный сосуд эту прозрачную вязкую жидкость, которая, будучи помещена в зимнее в время в холодное помещение, не замерзала. С разрешения Лоренцо Джустиниани, епископа Венеции, раку открыли и обнаружили сосуд с огустевшим до состояния мази миром, находившийся рядом с мощами Святителя Николая, и обнаружили также камень с надписью по-гречески. Эти предметы были обнаружены и в ходе освидетельствования 1992 года.
В честь этого события Джустиниани отслужил торжественную мессу в присутствии дожа Франческо Фоскари и множества народа, после чего рака была вновь закрыта.
В 1634 году была окончена постройка новой церкви, и мощи трех святых были перенесены в новую мраморную раку, в которой они сохраняются до настоящего времени. Тогда же было сделано еще одно освидетельствование мощей Святителя Николая, о которых сказано, что они более белые, чем мощи двух других святых, и наиболее размельченные, что объясняется тем, что они были сильно повреждены, когда их отделяли от вещества («битума», как пишет хронист), в которое они были запечатаны.

Камень с надписью, что это мощи свт.Николая. Венеция.Что касается освидетельствований мощей святых, то в Католической Церкви после Второго Ватиканского Собора, когда возобладал дух критицизма, они проводились часто. Одно из таких освидетельствований было проведено в 1992 году с участием францисканца Л.Палюде, который впоследствии опубликовал иллюстрированный отчет об освидетельствовании, фотографии из которого здесь приводим. В освидетельствовании мощей принимал участие профессор универстета Бари монсиньор Луиджи Мартино, который возглавил подобное же освидетельствование мощей Святителя Николая в Бари, имевшее место в 1953 году.

При открытии мраморного саркофага, в котором над алтарем покоятся мощи трех святителей, были найдены три деревянных вместилища. В самом большом из них находились мощи святого Николая Чудотворца. Когда гроб открыли, обнаружили еще одно, свинцовое покрытие, убрав которое члены комиссии увидели множество костей разного размера и цвета. Кроме того, здесь же были: 1.Черный камень округлой формы с надписью по-гречески: «мироточивые мощи святого смиренного Николая»; 2.Верхняя часть черепа, которая никак не могла быть главой Святителя Николая, поскольку после освидетельствования мощей в Бари было достоверно известно, что глава святого находится там [7]; 3. Сосуд с миром.

Результат освидетельствования: по заключению профессора Мартино, мнение которого было особенно ценно как антрополога, участвовавшего в освидетельствовании мощей в Бари, «белые кости, находящиеся в Венеции, дополняют останки, сохраняющиеся в Бари [8]». Белый же цвет останков говорит о том, что они, возможно, находились долгое время под солнцем, или, что вероятнее, сохранялись в извести, как об этом пишет Ф.Корнер в латинской редакции своих «Известий [9]».

Более полно об этом говорит выписка из заключения комиссии: «Кости святого Николая, состоящие из большого количества обломков белого цвета, соответствуют частям скелета святого угодника, недостающим в Бари. К сожалению, кости раздроблены на мелкие части барийским моряком во время бегства [10]».

Таким образом, мнения экспертов полностью подтверждают подлинность мощей Святителя Николая, сохраняющихся в Венеции.

* * *

Духовный смысл перенесения мощей Святителя Николая в Венецию тот же, что и в Бари: по Промыслу Божию эта реликвия была перенесена из православных земель в земли неправославные. Для чего? Может быть, чтобы светить своей благодатной святостью на этой древней христианской земле и призывать западных христиан к возвращению к Матери-Церкви, а может быть, чтобы православные паломники, во множестве приезжающие поклониться мощам Святителя, свидетельствовали бы своим почитанием и верой о Православии на Западе. Конечно, верно и то, и другое – через второе стремиться к осуществлению первого.

Святитель Николай, таким образом, кроме всех своих чудес и благодеяний всем людям (и не только православным, но даже и нехристианам) становится как бы маяком примирения между христианами разных исповеданий, в первую очередь, между православными и католиками, а потому как Бари, так и Венеция могли бы стать местами не только паломничества, но и межконфессионального диалога.
Православный молебен у мощей св.Иоанна Милостивого в церкви Сан Дживанни ин Брагора

Почитание православными верующими мощей святителя Николая и других святынь Венеции сегодня

Верующие прихода святых Жен-Мироносиц Московского Патриархата в Венеции стараются вновь «открыть» православные святыни для русских паломников. Собираются материалы для публикаций, готовится «Путеводитель по святыням Венеции», служатся молебны и литургии на мощах святых. Постепенно мы узнавали о святынях все больше и рассказывали об этом в России. Сразу же число паломников, прежде небольшое, увеличилось, так что даже была открыта приходская паломническая служба, готовящая путешествия по Северу Италии.

В церквах Венеции почивают мощи святого праведного Захарии, отца св. Иоанна Предтечи, святого Первомученика и архидиакона Стефана, святого апостола и евангелиста Марка, святых Патриархов Александрийских Афанасия Великого и Иоанна Милостивого, двух Патриархов Константинопольских - борца с иконоборчеством св. Германа и святого Евтихия, бывшего председателем V Вселенского Собора. Назовем также мощи первого монаха – прп. Павла Фивейского, святой мученицы Христины Тирской, святых великомучеников Феодора Тирона и Феодора Стратилата, столь почитаемых в Русской Церкви, святой мученицы Лукии Сиракузской, мученицы Валерии, святого мученика Павла, преподобной Марии Вифинской, называвшейся в монашестве Марином, преподобномученика Анастасия Персиянина, святых мучеников и бессребреников Космы и Дамиана Аравийских, святого апостола и евангелиста Луки в Падуе, а также наиболее важные части мощей особо чтимых святых: рука св.великомученика и целителя Пантелеимона, десная рука святителя Василия Великого и рука святителя Иоанна Златоустого. В Венеции сохраняются несколько игл из тернового венца Спасителя, который некоторое время сохранялся в Венеции по пути во Францию, и еще великое множество мощей святых и прочих святынь.

Много в Венеции мощей римских мучеников первых веков, о которых иногда практически ничего неизвестно, кроме их имен. Но не известностью и широтой народного почитания измеряется святость – многие «свидетели» веры Христовой пострадали безвестно, но православные с любовью и благоговением прибегают ко всем святым угодникам, невзирая на лица. Например, в Венеции почивают мощи святых мучеников Сергия и Вакха. Мало известно об этих мучениках, а ведь некогда юный Варфоломей принял монашеский постриг с именем Сергия, а потом стал великим святым не только для России, но и для всего христианского мира. О местонахождении этих мощей не знали в России, теперь же есть возможность поклониться мощам святого, в честь которого был назван в монашестве «игумен всея Руси» - преподобный Сергий Радонежский.

Можно с уверенностью сказать, что по числу святынь Венеция стоит вместе с Римом на первом месте во всем христианском мире.

Миро от мощей Свт.Николая из ВенецииВ дни памяти святых, мощи которых почивают в Венеции, на приходе святых Жен-Мироносиц установилась традиция совершения богослужений у этих святынь. Католическая сторона приветствует это начинание, и настоятели церквей, где расположены мощи, идут навстречу православным. Совершаются молебны и поклонения святым у их мощей и с паломническими группами из России.

8 мая 2004 года, в день памяти апостола и евангелиста Марка, в знаменитом соборе его имени, считающимся в Католической Церкви вторым по важности после Римских соборов, у мощей святого была совершена первая за всю историю этого храма православная литургия. В противоположность собору святого Петра – памятнику эпохи Возрождения, очень «западному» по своему стилю, собор апостола Марка представляет из себя как бы икону Православного Востока, написанную специально для Запада. Поэтому, по признанию присутствовавших на Литургии представителей Католической Церкви, православное богослужение в этом очень «восточном» по существу храме очень органично вписывалось в духовную архитектонику древней базилики.

Мощи Святителя Николая – это, конечно, важнейшая святыня Венеции. Прежде на мощах Святителя Николая совершались лишь молебны и акафисты. В этом году приходом получено разрешение на совершение литургии на мощах святого Мирликийского Чудотворца. Это будет первая литургия на мощах прославленного святого угодника, хранящихся в Венеции. Надеемся, что эта литургия станет началом общецерковного почитания «венецианских» мощей святителя.
Свящ. Алексий Ястребов передает в дар Святейшему Патриарху Алексию часть мощей Святителя Николая


В 2004 году по милости Божией нам удалось получить частицу мощей Святителя Николая. Она была преподнесена в дар Святейшему Патриарху в день перенесения Тихвинской иконы Божией Матери.


Перспективы православного свидетельства в Венеции

Таким образом, Венеция по праву становится одним из центров паломничества в Западной Европе. Вместе с тем, православная община Венеции не имеет не только какой-либо инфраструктуры для работы с паломниками, но у нее нет даже собственного храма для совершения богослужений. На сегодняшний день, благодаря гостеприимству католической стороны, приходу временно предоставлена церковь для богослужений.

Конечно, учитывая значение Венеции для Православия, русская община была бы достойна иметь собственную церковь, как ее имеют представители Константинопольского Патриархата. Несомненно, город должен стать одним из основных мест посещения паломников не только в Италии, но и в Европе в целом.

Приход святых Жен-Мироносиц остро нуждается в спонсорской помощи. Сейчас на повестке дня открытие сайта прихода, обеспечение нормальной работы приходской пресс-службы. На все это нужны средства. А перспектива – конечно, русский храм в Венеции.

Идея эта появилась уже два года назад, когда мы осознали, сколько святынь хранится в церквах Венеции. За это время мы получили благословение Cвященноначалия Русской Православной Церкви на начало трудов в направлении строительства храма, провели первоначальную работу в городских учреждениях, отвечающих за строительство и архитектурную планировку. Везде встретили положительное отношение и заинтересованность. Дело остается за благотворителями. Посещая Москву, всегда выступаю с идеей строительства храма в церковных СМИ, но пока Господь не послал помощников в становлении русской духовной миссии в Венеции.

Мы на приходе усердно молимся, чтобы нам прославить угодников Божиих, мощи которых почивают в Венеции, и устроить здесь храм и Дом паломника. Просим молитвенной помощи всех, сочувствующих делу церковного строительства в Венеции.

Надеюсь, что публикация на сайте Православной Энциклопедии «Седмица.Ru» станет радостной вестью для наших верующих, откроет им великую святыню Православия, хранящуюся в Венеции, и тем самым послужит делу церковного строительства в Венеции.

Расширение православного свидетельства на италийской земле позволит, с одной стороны, обеспечить духовное окормление наших пасомых, оказавшихся на чужбине, и помочь, с другой стороны, ознакомлению соотечественников со святынями Италии, чему, послужит, в первую очередь, приход во имя свв.Жен-Мироносиц. Кроме того, это в значительной мере будет способствовать улучшению отношения и углублению интереса к Православию среди верующих католиков.


Примечания:

[1] Очевидно, что венецианцы не отправились в поход сразу же по объявлении войны сарацинам и отправления основной части крестоносцев в Палестину. Возможно, годом отплытия флота из лагуны может считаться 1099, а годом возвращения 1101, когда и была написана анонимная хроника.
[2] Вообще, главной целью венецианцев, судя по всему, были только мощи святителя Николая, поскольку в Палестину они не торопились и прибыли только к концу кампании.
[3] F.Corner “Notizie storiche delle chiese e monasteri di Venezia e di Torcello”, Padova 1763, стр.52.
[4] Предположение, что святой Николай-дядя приходится дядей святителю Николаю Чудотворцу, неосновательно, как было показано на основании различных исследований. Речь идет о смешении двух лиц: святителя Николая Чудотворца в Средневековье спутали со святым Николаем Пинарским, жившим в половине VI века, то есть два века после святителя Николая. Cвятому Николаю Пинарскому и приходится дядей святой Николай именуемый «Дядей» в Венеции. Смотри, в частности: L.G.Paludet, Ricognizione delle reliquie di S.Nicol?. ed. L.I.E.F., Vicenza 1994. стр.4-5 или G.Cioffari, “S.Nicola nella critica storica”, ed.C.S.N., Bari 1988. В последней работе домениканец Джерардо Чоффари подвергает, в частности, сомнению подлинность «венецианских» мощей святителя Николая, на том основании, что, по его мнению, венецианцы искали и нашли «мощи» святителя Николая Чудотворца не там, где их следовало искать. Они прибыли в монастырь Сион неподалеку от Мир и нашли именно место упокоения святого Николая Сионского или иначе Пинарского, чем и объясняется нахождение там мощей его дяди. (сноска 33 на стр. 213 цит.соч.). Однако анонимный венецианский источник, повествующий о перенесении мощей святителя из Мир Ликийских в Венецию четко говорит: 1) о городе Мира, а не монастыре Сион, располагавашемся в трех километрах от города и 2) о том, что, по словам стражей, барийцы уже забрали оттуда большую часть мощей – таким образом, если согласиться с Чоффари, то придется допустить, что и мощи в Бари не принадлежат святителю Николаю, так как были взяты из того же места.
[5] По мнению профессора Мартино это есть та часть мощей, которую не взяли с собой барийцы. Матрос Маттео вошедший во святой гроб, чтобы похитить святыню, буквально растоптал хрупкие кости святителя, находившиеся на дне раки, когда забирал более крупные из мощей. Именно поэтому мощи сильно раздроблены.
[6] В монастыре, кроме мощей трех названных святых, почивали и другие реликвии: части мощей Марии Египтяныни, свв.мучеников Плакиды, Прокопия и избиенных от Ирода в Вифлееме младенцев.
[7] Было установлено, что глава принадлежала святому Николаю-дяде.
[8] L.G.Paludet, Ricognizione delle reliquie di S.Nicol?. стр.37 Vicenza 1994.
[9] F.Corner, “Ecclesiae Venete”, XI, cтр.71, 1.
[10] L.G.Paludet, Там же, стр.59.

Более подробную информацию о приходе можно получить, позвонив отцу Алексию в Венецию по телефонам (+ 39)- 041-972-583 и (+39)-338-475-3739 или написав по электронной почте – mirofore@mail.ru

Тем, кто желает отправиться в одно из паломнических путешествий по Северу Италии, организуемых приходом святых Жен-Мироносиц, можно получить всю информацию в бюро паломнической службы прихода в Москве – 8-916-623-9799 (Юлия Ужовская).